Проблемы с развитием речи могут возникнуть по разным причинам: врожденная патология речевого аппарата, отклонения в психическом развитии, нервозность ребенка, наличие частых соматических болезней, травмы и т.д. Обнаружить проблему иногда можно еще в младенческом возрасте.
К пятилетнему возрасту в норме ребенку свойственен обширный словарный запас, умение грамотно строить предложения из 5-6 слов. Малыш может прочитать наизусть стих, произнести считалочку. К семи годам дошкольник должен объяснять причинно-следственные отношения, пересказывать сказки, составлять тексты по картинкам, поддерживать тему разговора.
Признаками неразвитой речи чаще всего бывают следующие проявления:
- ограниченность словарного запаса;
- неспособность четко выразить мысли и эмоции;
- дети неправильно произносят слова (переставляют слоги, пропускают буквы, не выговаривают отдельные звуки);
- ребенок не умеет грамматически верно построить предложение;
- неспособность произносить слова с разной интонацией, тембром голоса, монотонность речи;
- в высказываниях ребенка нет логики, он не умеет пересказывать.
Заметив отклонения, родители должны показать малыша специалисту. Дошкольнику могут потребоваться занятия
с логопедом,
нейропсихологом.
В домашних условиях взрослые также могут проводить коррекционную работу по развитию речи.
Развитие речи взаимосвязано с формированием мелкомоторных навыков. Нужно развивать детские пальчики лепкой, складыванием мозаики, шнуровкой обуви, собиранием пуговок и другими подобными упражнениями.
Взрослые должны говорить с ребенком четко, внятно произнося слова. Не допускается «сюсюканья» и прочих искажений.