Мы учим ребенка ходить, крепко держим его за руку, переводя через дорогу. Учим, как держать ложку или карандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно потому, что мы сами не очень сведущи, как справляться с собственными эмоциями. Часто теряемся, когда нужно различить собственное право на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих. « Не плачь, ты же мужчина! Не дерись , ты девочка! Ты что трусишь?» Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства неприемлемы в мире взрослых.
Научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать нам о самом сокровенном: своем внутреннем мире, научиться понимать его, когда он нам говорит об этом, научиться слушать и слышать. В этом и состоит одна из самых важных задач воспитания.
Попытайтесь создать вместе с ребенком образ эмоционального состояния посредством сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, цветоощущения и через восприятие погоды. Вам нужно получить ответ на вопросы: как выглядеть радость? Как она звучит? Чем пахнет радость? Какая она на вкус? Какой у нее цвет? Какое погодное явление она напоминает? Согласитесь, очень непривычные для нас вопросы! Может быть, сначала вам самому будет сложно найти на них ответы. Поучитесь у детей: для начала задайте вопросы им и послушайте ответы. Неправильных ответов быть не может. Ведь еще никто не придумал единицу измерения веса радости, глубины обиды или вкуса радости. Узнавайте ближе своего ребенка, посмотрите на мир его глазами и ваши отношения перейдут на другой уровень и приобретут новые тона.
Еще Ж. Пиаже говорил о связи интеллекта и эмоций ребенка – для функционирования интеллекта необходима энергия эмоций, импульсом ко всякой деятельности служит аффективное обучение. Поэтому хочется пожелать вам почувствовать Вкус радости и Запах счастья от совместных занятий.